Понедельник, 22.07.2019, 06:45Приветствую Вас Гость
Вход
Меню сайта

Главная » Файлы » Методическая копилка

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
27.05.2014, 22:52

Организация предметно - развивающей среды в средней группе

ХАРАКТЕРИСТИКА

компонентов предметно-развивающей среды

    Концепция построения предметно-развивающей среды требует представления каждому ребёнку права самостоятельного выбора деятельности, что открывает ему каналы для саморазвития и возможность максимально проявлять себя как творческую личность. Это многомерное развивающее пространство, которое обеспечивает детям возможность свободного выбора деятельности, её содержания. А значит возможность полноценного развития.

    Создавая предметно-развивающую среду в группе, я опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей друг с другом и уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Я стараюсь обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

    Идея создания предметно-развивающей среды постоянно преобразовывается, не стоит на одном месте. Нынешний вариант также не считается окончательным. В групповом помещении средней группы по программе «От рождения до школы», была оборудована предметно-пространственная развивающая среда.

     Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.

    Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; доска для детского творчества.

    В раздевалке нашей группы помещён уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

    Наличие учебной (интеллектуальной), игровой (творческой), бытовой зон и зоны отдыха позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана в определённой цветовой гамме с учётом детского восприятия. Стены в группе выкрашены в жёлто-зелёный цвет, мебель подобрана в той же цветовой гамме. Это создаёт положительный эмоциональный настрой детей.

    Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа.

    Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей. Столы в учебной зоне с регулируемыми ножками. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей (цифрами). В учебной зоне размещены: центр творчества, мастерская, уголок природы, кабинет, минибиблиотека, уголок сенсомоторного развития, центр экспериментирования, уголок музыкального развития, патриотический уголок. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

    Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

    Работы детей мы размещаем  в раздевалке с помощью волшебных лент, а также в раздевалке на доске творчества. Поделки из пластилина размещаются на специальной подставке в форме лесенки.

    Часть учебной зоны выделена под мастерскую, где находятся материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, в выкатных ящиках, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.

    В мастерской помещён также природный материал, для изготовления поделок, который дети и родители сами собирают. Он хранится  в специальных ёмкостях.

    Уголок природы расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры, что является приоритетным направлением в развитии детского сада. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, аквариумными рыбками, учим детей правильному уходу за ними. В уголке природы помещены краеведческие материалы (фотографии посёлка, гербарии растений, типичных для нашего района).

     Рядом расположен центр экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.

    Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки, прикреплять прищепки и др. Для этого у нас есть собственноручно сделанные «Сундучок ощущений», «Дидактическая подушка».

     Минибиблиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Минибиблиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

    Моделируя развивающую среду, мы выделили часть учебной зоны под кабинет, где разместили материалы по окружающему миру, математике, развитию речи, наборы дидактических игр, картотеки стихов и загадок, DVD.

    Патриотический уголок, расположенный в учебной зоне, отражает приоритетное направление развития детского сада, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, станицы.

     Игровая зона находится с левой стороны группы.

     В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны (стеллаж для игрушек, банкетки, угловые тумбы).

    Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек.

     Например, для девочек есть швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол; для мальчиков – наборы инструментов, солдатиков, военной техники.

     Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами,  машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

    В игровой зоне располагается уголок ряжения и различные виды театра, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют родители.

     Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В нашей группе  создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки.

    В бытовой зоне располагается уголок дежурства. Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с маркировками детей, которые каждый день меняются в специальных рамочках.

     В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха. В спальне находятся кровати для дневного сна детей, а также уголок уединения и релаксации. Весь интерьер спальни выдержан в розовой гамме, что способствует приятному  отдыху и спокойному сну детей.

    Предметное наполнение уголка включает в себя мягкий диван. Здесь ребёнок может отдохнуть от шума. Здесь же находится кукла бибабо для снятия негативных эмоциональных проявлений, паучок со съёмными лапками для снятия мышечных зажимов, небольшое зеркальце для отражения чувств, эмоций в мимическом выражении.

     Модель нашей развивающей среды включает инновационные компоненты в виде мини-музеев. Такой мини-музей «Чудо-солнце» размещён в раздевалке и представляет собой солнце, на лучах которого фото о жизни детей в детском саду.

 Ещё один мини-музей «Город Мастеров» представлен экспонатами из бросовых материалов. В создании мини-музеев активное участие принимают родителии дети нашей группы.

  Создание развивающей среды на участке детского сада

    А сейчас мы перенесёмся на участок нашего детского сада, где мы - воспитатели вместе с детьми проявляют творчество, и фантазию при планировке и оформлению участков, используя элементы декора и дизайна. На участке также созданы зоны развития детей: дорожка здоровья, полоса препятствий, оборудование для лазания, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. В зоне отдыха имеется беседка, скамейки для отдыха. Участок отличается обилие изготовленных руками педагогов и родителей уголков уединения (домики, навесы, качели, песочницы, игровых зон, троп здоровья, познавательно - развивающая тропа (экологический уголок где дети знакомятся с живой  и не живой природой, рассматривают растения, насекомых, птиц). Территория оформлена декоративным кустарником, цветами.

Создавая нашу развивающую среду мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

    Личностно-ориентированная модель воспитания, применяемая в построении развивающей среды, позволяет уйти от единообразия, схожести в оборудовании групповых комнат и помещений, обеспечить условия для психологической защищенности, всестороннего развития каждого ребенка, способствует индивидуализации воспитательно-образовательного процесса. Педагоги и родители выступают в роли помощников детей, организуют образовательное пространство и планируют виды деятельности с учётом индивидуального уровня развития каждого ребёнка.

 

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Садик
Просмотров: 1117 | Загрузок: 0
Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0